("Ивановская газета", Павел Разуваев)
Город на Волге теперь знаменит и тем, что здесь живет и творит талантливый скрипичный мастер.
Он не похож на служителя муз
О Владимире Молодцеве в последнее время стали писать и говорить как о “кинешемском Страдивари” - мастере, создающем скрипки для профессиональных музыкантов. Но он далек от традиционного образа отрешенного от мира хозяина мастерской, с копной всклокоченных волос, горящими глазами и непременным мальчиком-учеником. Хотя говорит, что не возражает против имиджа местного Страдивари.
…Ворота красивого двухэтажного дома (20 лет сам его возводил!) с настоящими живыми елочками по периметру забора открыл коренастый мужчина лет 50, похожий на отставного офицера. Специалист местного “Телекома” Владимир Молодцев ждал очередного вызова, так как обслуживает обычные телефоны в этом микрорайоне и многоканальные во всей Кинешме.
“А что делать? На скрипках не заработаешь, ведь на каждую уходит минимум полгода, - говорит он, посматривая на часы. - А специальность связиста уже 20 лет кормит нашу семью”.
Первой была “Татьяна”
На первом этаже - гостиная. И здесь, и во всем доме - идеальная чистота. Ни единой стружечки, никаких баночек с клеем или лаком: “Я дома никому не мешаю, работаю себе в теплых подсобках. Там и станочки стоят. Как в нашем деле без того же токарного по дереву? Но главный инструмент - резак. Сидишь в уголочке и режешь. Это мое состояние счастья и покоя”.
На видном месте висят три скрипки. Всего мастер их сотворил с 2000 года, когда увлекся этим необычным хобби, переросшим во вторую профессию, - 24. Остальные или раздарил, или продал. Он достиг такого совершенства, что его работы приобретают московские музыканты. Говорит, что “сегодня пять заказов из Москвы поступило, один - из Домодедова”. На его инструменте играет даже один из музыкантов оркестра Юрия Башмета.
Преимущества скрипок Молодцева не только в относительной дешевизне. Но и в замечательном звучании: “Я много над звуком работаю, настраиваю его специальным прибором. И даже экспериментирую, добиваясь повышения мощности звучания. Но это для себя. На заказ, конечно же, идут традиционные инструменты”.
Всем своим работам мастер дает имена. Потому что “одна скрипка не похожа по звучанию на другую. Да и по внешнему виду тоже. Хотя последнее не так заметно”.
Первой была “Татьяна”, названная именем супруги. Владимир Андреевич сказал, что его вторая половина, с которой он вместе уже более 30 лет, его увлечению “не препятствует, и это уже хорошо”.
А чего препятствовать, если и дом обустроил, где только бассейна не хватает (“он был, но я его демонтировал: надоело, хватит и бани”), и детей поднял.
В честь старшей дочери он и назвал вторую скрипку – “Анастасия”. Следующие строил (термин “делал” мастер не принимает) для сестер Любови, Галины. Есть среди его работ и “Вдохновение”. А еще “Академия”, “Мама”, “Алиса” …
Внучке Алисе, которая живет в Иванове, - три годика. Для нее изготовил мастер маленькую скрипочку, и малышка уже пиликает на ней.
Кстати, о детских скрипках. Их Владимир Молодцев ремонтирует для местной детской музыкальной школы за символическую плату. За что его очень здесь ценят.
Мастер и работает и играет с пришитыми пальцами
Он, коренной кинешемец, закончил местную музыкальную школу по классу скрипки. А потом, в 1975 году, - Ивановское музыкальное училище. Мог бы служить в армии в составе военного оркестра, но однажды в казарме отказался играть ночью перед подвыпившими офицерами и “загремел в ракетные войска”, где и стал классным связистом.
После армии женился. Вместе с супругой уехали на целину в казахстанский Павлодар. Там 15 лет работал во Дворце культуры, создал три состава вокально-инструментального ансамбля (ВИА), писал песни, гастролировал. “По триста рублей зарабатывал, тогда как жена-учительница в школе имела 115”.
“Или я, или музыка”, - однажды заявила богемному мужу супруга, и они вернулись в тихую Кинешму, где Володя и начал строить этот замечательный дом.
Но душа пела и тосковала по скрипке. Его любимое произведение – одна из сонат Баха. Играл часто. Однажды для интереса разобрал и склеил скрипку фабричного производства. Получилось. Стал ремонтировать инструменты для детской музшколы, читать литературу, ездил даже в мастерскую при Московской консерватории. “Но меня тамошние асы высмеяли: мол, это ремесло не всем дано. Ну и решил доказать, что могу строить классные скрипки”.
Очень помог в становлении мастерства друг, который привез из Италии компьютерный диск “Школа Страдивари” в рисунках, где описана технология великого скрипичного мастера.
В России, говорит кинешемец, действительно, скрипичных мастеров единицы. Дружбы между ними нет и не может быть, особенно “в рыночное время ”. Так что Молодцев сам по себе работает.
Он не перестал заниматься любимым делом даже тогда, когда три года назад, работая у станочка, потерял четыре пальца на левой руке. Кинешемские хирурги их пришили, сотворив чудо. И сегодня он уверенно держит пальцы на струнах скрипки!
Как она получается?
У него есть свои секреты. Но самые общие сведения из своей технологии, позволяющей “строить” инструменты даже для высокопрофессиональных оркестров, всё же назвал. Важнейший этап - заготовка материала. 20 лет надо дерево, лучше всего белый клен явор, выдерживать и сушить, а верхнюю деку делать из ели. За неимением явора мастер применяет другое дерево. Какое? Не говорит, но намекает: на срубы старых кинешемских домов идет замечательный материал.
Далее следует ювелирная обработка на пилах и токарных станках и резаком. Склейка или “монтировка” деталей завершает труд. “Но в основном корпус режется из цельного дерева вручную”.
...Смотрим семейный фотоальбом. Вот на снимке молодцеватый солдат с автоматом. Это отец. Он играл во фронтовом полковом оркестре. Мама прекрасно владела гитарой. Истоки и гены музыкальности сына - от них.
Анастасия музыкальный слух имеет. А вот живущий с родителями младший 21-летний Илья, сожалеет мастер, равнодушен к классической музыке, тем более к скрипке - “и в подмастерья ко мне не годится”.
У Молодцева нет учеников. Поэтому он мечтает написать книгу, как строить скрипку. Сейчас вырезает корпус необычного музыкального инструмента - в виде обнаженной девушки: “Ведь скрипка, по сути, очень женственна”.
И виолончель хочет попробовать создать.
На Новый год он живую елочку в своем подворье подрежет, нарядит и поставит в гостиной: “Из оставшегося ствола через три года вырастет другая”. Нельзя, как в песне, учит Владимир Андреевич, под корешок елочку рубить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий